Эксперты о школьных стандартах

В последнее время встречается много споров по поводу новых образовательных стандартов для старших классов, которые вызваны их неверным толкованием, одна при этом в документе безусловно есть позиции, которые заслуживают критики. Например, одним из таких пунктов стал отказ от обязательного изучения русского языка.

Планируется, что по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) в 2011 году будут учить в начальной школе (1-4 классы), в 2012 году эти стандарты начнут действовать в основной школе (5-9 классы), в 2013 году — в старшей школе (10, 11 классы). ФГОС старших классов станет обязательным для всех российских школ с 1 сентября 2020 года.

Разработчики ФГОС для 10-11 классов выделили 6 предметных групп: 1 группа — это русский язык и литература, 2 группа — иностранный язык, 3 — математика и информатика, 4 — общественные науки, 5 — естественные науки, 6 — искусство или предмет по выбору. Все предметы могут изучаться на интегрированном, базовом либо профильном уровне. Этот уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Предметы, которые изучаются на интегрированном уровне, дают общекультурную и общеобразовательную подготовку, а базовые и профильные предметы обеспечивают системное изучение основ наук.

Обязательными для изучения каждым учеником старшей школы останутся три курса: Россия в мире, ОБЖ и физкультура.

Директор лицея №1518, учитель года России — 2007 Анна Мехед говорит, что к ФГОС для старших классов очень много технических вопросов.

«Есть недопонимание и некие опасения, поскольку у нас в новом законе об образовании прописано, что базовая школа остается бесплатной. Возникает вопрос, что имеется в виду под базой. База 24 часа в 11 классе и все, а дальше идет платное образование, или база девять классов, и старшая ступень становится платной? Я думаю, что вот такие вещи требуют разъяснения», — сказала Мехед, также отметив, что может возникнуть путаница в понятиях «базовое школьное образование» и «базовый образовательный уровень».

Он считает, разработчикам нужно было вынести стандарты на общественное обсуждение, как это было сделано с законом об образовании.

Член Общественной палаты РФ, директор московского центра образования «Царицыно», названного в 2006 году лучшей школой России, Ефим Рачевский полагает, что новые стандарты отвечают требованиям современных старшеклассников.

«Новые стандарты соответствуют чаяниям современных старшеклассников и современной науки. Единственные, кто этого не понимает, — это учителя и ряд других взрослых людей», — сказал он.

Из-за «кривого» написания новые стандарты требуют разъяснений. «В новом тексте стандартов это так стилистически невнятно написано, что все требует толкования. Разработчики стандартов должны сесть и переписать, чтобы всем все стало понятно», — считает директор школы.

По его мнению, ученик после 9-ти классов должен «самоопределяться, кем он себя мыслит в будущем». «Отбарабанил все до девятого класса, экзамены сдал и где-то со второго полугодия десятого класса треть предметов изучает основательно, треть — время от времени, а на треть «забивает». Старшеклассник определяется не с профессией, а со сферой деятельности», — сказал он.

Директор средней общеобразовательной школы №1060 города Москвы, учитель математики Михаил Случ, один из двух победителей конкурса «Учитель года» в 2010 году, думает, что в перечне обязательных предметов не хватает только русского языка. «Если мы говорим о перечне обязательных предметов, мне кажется совершенно нелепым, что в число обязательных предметов не попал государственный язык, я это говорю как учитель математики», — сказал Михаил Случ.

Он также отметил, что не каждый девятиклассник может самостоятельно выбрать свое направление для дальнейшего обучения. «Ученик имеет возможность выбора — отличная ситуация, правда, надо понимать, как ученика к этому выбору подготовить, и как школа может поддержать этот выбор», — отметил учитель. Он считает, что у ребенка должна оставаться возможность пересмотреть свой выбор и сменить уровень.

«Прежде чем мы перейдем на стандарт для старших классов, хотелось бы пережить переход на стандарт в начальной и основной школе», — сказал он. Случ заметил, что уже сегодня существуют проблемы, которые связаны с переподготовкой учителей и оснащением школ.

К 15 февраля авторы ФГОС должны представить доработанную версию стандартов старших классов в Минобрнауки РФ, после чего уже предстоит долгий этап обсуждения и согласования в различных инстанциях.

Источник: РИА Новости

Эксперты о школьных стандартах: 0 комментариев

  1. Обязательно нужно ввести четвертый предмет.Хвалить Родину и Путина научим. Искусно снимать пояс и штанвы с шахидки научим. Научим быстро бегать по бездорожью.А как увеличить численность послушного насленияни ни теоретически ни практически школьники не знают. Полный курс сексологии сделает жизнь молодежи достойной базасу.

  2. Пока только 30млн. россиян-нищие, а чтобы сделать нищими половину населения-готовится данный закон. За счёт утверждения трёх обязательных предметов для 10-11-х классов-физкультура, ОБЖ, Россия в мире, 99% выпускников школ будут отличниками и патриотами своей страны, способными дать дубиной по башке непослушным на улице и "замочить в сортире" заслуживающих, т.е. 100%-е быдло не способное думать. А Президент в послании к народу сказал: "Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей."
    Вопрос: Подпишет ли президент данный закон, имеющий явную антироссийскую направленность? А может разгонит прозападных идеологов, родивших его и пытающихся дать ему жизнь?
    Прошу высказать свое мнение Президенту и премьеру.
    С уважением к Россиянам — Олег Намм (Аксюта), юрист, пенсионер.

  3. Очень тревожное состояние у каждого здравомыслящего человека сейчас, что будет с нашими детьми, с нашей страной? Нельзя же так откровенно опускать народ. Глубочайшее заблуждение, что такие вещи можно делать безнаказанно. Неужели в руководстве страны не найдутся люди, которым хватает денег, и они подумают о своей душе и о наших детях, которые вырастут и будут с благодарностью вспоминать свое детство, и людей, которые не допустили полного уничтожения нации!

  4. Мне закон не очень понятен. В принципе я "ЗА" школьную реформу и не против того чтобы ученики старших классов больше времени уделяли одним предметам и меньше другим. У меня дочь учится в 10классе и уже сейчас я знаю, что базового уровня алгебры, геометрии, физики и химии ей достаточно. А вом русский язык, литература, ин.языки, история ей интересны и профессию будущую и ВУЗ она будет выбирать в сответствии со своими интерасами. так зачам скажите на милость ей зубрить синусы и косинусы, теоремы тангенсов и всевозможные водородные соединения если она никогда с этим не столкнется в жизни. Кто нибудь из вас спустя 2-3 года после окончания школы сможет дакозать хоть одну терему по тригонометрии или по геометрии а написать хоть одну формулу из оганической химии? Очень сомневаюсь. А времени на зубрежку было потрачено много. Так может вместо того чтобы сидеть на уроке с отсутствующим видом и ждать звонка лучше потратить время на то, что действительно необходимо и интересно. А учителям не нравиться реформа потому, что сразу станет видно кто чего стоит. А то у нас в учителя идут те, кого больше ни куда не взяли (в большинстве своем). А платить за образование и сейчас приходиться, просто это все неофициально. Мы платим репититорам и наши дети после школы тратят дополнительное время.
    Я думаю реформа нужна, но должна быть продумана и в числе обязательных предметов должен быть государственный язык