Рейтинг российских ВУЗов 2011 по уровню подготовки поступивших

Рейтинг российских ВУЗов 2011 по уровню подготовки поступивших

14 сентября был обнародован мониторинг качества приема в высшие учебные заведения 2011 года, который дает людям представление об компетентности и уровне только что поступивших граждан. В некоторые университеты проходной балл был выше 90, в других ВУЗах он не дотягивал даже до 40. В соотношении с подобными рейтингами будут сокращаться бюджетные места в ВУЗах России, говорят представители Министерства образования и науки.

РИА «Новости» совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» провели очереной раз данное исследование по заказу Общественной палаты. В 2011 году в списки рейтинга попало 525 российских высших учебных заведений (исключение составили творческие и военные заведения, где показатели Единого Государственного Экзамена не являются приоритетными при приеме). Материалом для тщательного исследования ВУЗов послужили данные на сайтах самих ВУЗов, которые открыты для любого желающего.

В основном, в мониторинге сравнивались цифры приема для контроля, перечень вступительных экзаменов, списки рейтингов абитуриентов по фамилиям, списки рекомендованных абитуриентов к зачислению, а также готовые приказы о зачислении на обучение.

Конечно, окончательным итогом для рейтинговой работы стали данные о средних и минимальных баллов ЕГЭ абитуриентов (в расчете на 1 предмет).

Исследование показало, что не только в регионах России, но также и в столице есть ВУЗы, которые принимали на обучение студентов с проходным баллом в области 40 и даже ниже (если перевести на общепринятые оценки школы, то получится, что это «3»). Следует отметить, что даже невостребованные специальности имели довольно высокий проходной балл, который равен «4». Однако на востребованные специальности средние показатели государственного экзамена зашкаливали за 90 баллов.

Самым высоким проходным баллом (средним) оказался балл по направлению «международные отношения». Так, в МГУ, например, он составил 95,4 балла, в МГИМО – 94,4 балла, а в РУДН –93,5 соответственно.

Ажиотаж высоких баллов при исследовании наблюдался на специальности юристов: средний балл составлял 94,1. Следует сказать, что не менее востребованными специальностями стали направления в области политологии, а также истории. Конечно, весьма популярными остаются отрасли экономики. В сравнении с прошлогодними вступительными кампаниями, повысился также спрос среди абитуриентов на информатику и математику.

Если верить исследованиям, самыми невостребованными стали такие направления в обучении, как машиностроение, металлургия, авиационная техника, а также транспортные средства. Например, в МГТУ им. Баумана проходной балл самого слабого абитуриента, которого уже зачислили на специальность «авиационная и ракетно-космическая техника» был 48. Та же самая ситуация с Ижевским государственным техническим университетом, где самый слабый балл на ту же специальность был равен 32. Ситуация в области «морская техника» ни чем не лучше: в Морской госакадемии водного транспорта средний проходной балл государственного экзамена составил отметку в 62,6 балла, а самые слабый показатель был равен 42.

Специализированный рейтинг ВУЗов выявил некую закономерность, когда при приеме в ВУЗ на востребованные отделения зачислялись также и абитуриенты с довольно низкими проходными баллами ЕГЭ. Если посмотреть на отдельный мониторинг с низким приемом, то средние баллы – это вообще позор. Ярослав Кузьминов, который занимает должность ректора ВШЭ, заявил свои претензии ко многим ВУЗам на пресс-конференции, которую проводили РИА «Новости». Ведь если университеты борются за сохранение, например 7-ми мест в непрофильном университете, то пускай принимают студентов, за которых в итоге не будет стыдно. Но они принимают на эти места людей с 45 баллами, именно тогда у всех возникает естественное подозрение, ради кого и ради чего эти университеты боролись раньше.

Составители всероссийского рейтинга считают, что, несмотря на свои исследовательские и просветительские выгоды, мониторинг несет в себе также сугубо практическую пользу абитуриентам, а также ректорскому сообществу.

Андрей Фурсенко, занимающий должность министра образования и науки на той же пресс-конференции от РИА «Новости», рассказал, что представители его ведомства решают проблему поступления: как сделать так, чтобы высшие учебные заведения не брали троечников на государственные места. Будущим студентам с невысокими баллами ЕГЭ министр образования и науки дал определение «хвоста». Как заявил министр, его ведомство будет обсуждать этот вопрос с сообществом ректоров и с многими работодателями. Конечно, выделение мест для бюджетников нужно урегулировать в соответствии от того, каким же будет «хвост». Уже на величину «хвоста» нужно будет уменьшать прием в университеты. В высших учебных заведениях с недобором студентов может быть сильно снижено количество людей, которых будут принимать на обучение, при этом выделяемые средства должны быть израсходованы на увеличение нормативов. В этом числе должны быть подняты нормативы по востребованным для экономики российского государства специальностям.

Следует напомнить, что в 2011 году Министерство образования и науки уже существенно сократило набор на места для бюджетников по многим направлениям.

Сообщество ректоров восприняло такие нововведения в процесс обучения довольно болезненно. Но представители министерства, скорее всего, не будут останавливаться на достигнутом результате. Фурсенко уже дал понять, что на будущий 2012 год процесс сокращения бюджетных мест продолжится в тех университетах, которые показали низкие цифры приема абитуриентов. Также министерским ведомством будет вестись тщательная работа, которая будет направленна на популяризацию так называемых «невостребованных» отраслей науки. Люди должны быть мотивированы выбором этих направлений: возможно, за счет высоких стипендии, возможно, за счет повышения месячных зарплат в этих областях.

Сам рейтинг и остальную информацию по нему можно посмотреть в формате PDF по следующим ссылкам:
1. Качество приема в ВУЗы 2011: средние и минимальные баллы ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) по вузам, сгруппированным по профилям.
2. Качество приема в ВУЗы 2011: средние и минимальные баллы ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) по направлениям подготовки.
3. Описание выборки.
4. Методика расчета.
5. Укрупненные группы направлений подготовки.