Закон «Об образовании» принят в первом чтении

Закон "Об образовании" принят в первом чтении

В среду 17 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона «Об образовании в РФ», который служит для определения четкой системы уровней образования от дошкольного до послевузовского, сохраняя при этом единый государственный экзамен.

Данный законопроект призван, как считают в Министерстве образования и науки РФ, расширить государственные гарантии бесплатного образования, закрепить особый статус преподавателей в обществе, наладить связь между образовательными программами и современным рынком труда. Помимо этого планируется открытие обычных школ для детей-инвалидов. По мнению экспертов, существующий закон об образовании давно требует обновления, а концепция нового законопроекта по большому счету верна, но все равно требует большей детализации.

Сам по себе новый законопроект должен заменить два существующих закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Эти законы были приняты в 1992 году и 1996 году соответственно. Новый документ содержит в себе нормы по всем суествующим уровням образования. Данный законопроект начал разрабатываться еще в 2009 году, а первая его рабочая версия была опубликована на портале Министерства образования и науки РФ в середине 2010 года, что вызвало большое недовольство им среди граждан России, а также в профессиональном обществе.

Соответствуюий закон, как в среду сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, напрямую влияет на порядка 40 миллионов граждан нашей страны, кто непосредственно вовлечен в образовательный процесс, а это — сами ученики, их родители, преподаватели и учителя.

При создании законопроекта в результате его опубликований на сайте министерства было получено более 20 тысяч замечаний от различного рода населения нашей страны. В связи с этим министр Дмитрий Ливанов заявил, что этот факт позволяет утверждать, что новый закон написан самими гражданами России.

Теперь остановимся на основных положениях закона. Что касается закрепления особого статуса педагогов на законодательном уровне, то это является одной из новаций закона. По заявлению министра, человек, который решает стать преподавателем, «чувствует в этом свое призвание» и в полной мере имеет право на хорошую зарплату, соответствующие условия работы, а также на поддержку государством.

Насчет бесплатного образования в законопроекте сказано, что оно не только сохраниться, но и наоборот будут расширены государственные гарантии по его обеспечению. Таким образом, каждый гражданин страны имеет право на бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессональное образование, а также на высшее, но по результатам конкурса в ВУЗе. Помимо всего прочего, количество учебных часов в школах по новым стандартам, за которые не нужно платить, будет больше.

За счет увеличения количества форм обучения, должна повыситься в целом доступность образования. Теперь будет возможным получать бесплатно образование не только в пределах одного образовательно учреждения, но и за его пределами (в том числе в негосударственных организациях). С этой целью предлагается использование электронного обучения, модульных и дистанционных технологий, взаимодействие между образовательными учреждениями посредством сети.

Большую роль в разработке проекта закона сыграло активное участие в его обсуждении работодателей и выпускников высших учебных заведений — будущих их работников. По заявлению министра, обучение в ВУЗе ради самого диплома не имеет смысла, а каждый человек должен не сомневаться, что после получения образования в ВУЗе он будет обеспечен подходящей работой и хорошей зарплатой.

Также в законе предусмотрено развитие в России инклюзивного образования для детей-инвалидов. По этому поводу Дмитрий Ливанов сказал следующее: «Мы исходим из того, что лучшее место для таких учеников — вместе со всеми остальными. Образовательная система ни в коем случае не должна изолировать детей с ограниченными возможностями».

Как сообщили разработчики документа, кроме новаций в законе оставили и тот успешный опыт, который накопился в течение 20 лет в сфере образования. В частности, таким образом говорится о сохранении ЕГЭ. Помимо этого, в подготовленном законопроекте отражены также результаты применения в системе образования государственных стандартов.

Законопроект предусматривает появление общественного контроля над образовательными учреждениями, что можно назвать одним из важнейших его нововведений. Таким образом, учебным заведениям необходимо будет иметь постоянно обновляющийся веб-сайт, предоставлять отчеты по результатам самообследования и давать возможность оценивать эффективность образовательного процесса.

В общей сложности разработанный документ одобрили 292 депутата, а против выступило 77, один депутат воздержался.

Предположительно, документ полностью будет принят Государственной Думой до конца этого года, а вступить в силу он должен уже с 1 января 2013 года.

Во время первого чтения законопроекта лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказался об опасности, которую может принести всеобщее образование. Он еще до этого говорил, что либерал-демократы будут голосовать за этот законопроект, но при этом он оговаривался, что, если все будут образованными, люди будут свергать власть каждые 10 лет. «Каждому поколению не нравится действующая власть», — сказал лидер ЛДПР. Жириновский считает, что «надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности».

Общую картину изменений, которые содержаться в новом законе «Об образовании», можно увидеть на составленном РИА Новости инфографике:

Закон "Об образовании" принят в первом чтении

Ссылка на источник: РИА Новости, Инфографика. Денис Золотарев