Сомерсет Моэм

Сомерсет Моэм
Сомерсет Моэм

Сомерсет Моэм создал 25 пьес, 21 роман и более 100 рассказов. Его прославленные комедии, такие, как Круг (The Circle, 1921), Верная жена (The Constant Wife, 1927), не отступают от канонов английской «хорошо сделанной пьесы». В художественной прозе, будь то крупная или малая форма, он стремился изложить фабулу и решительно не одобрял социологической или какой-либо иной направленности романа. Лучшие романы Моэма – в значительной степени автобиографические: Бремя страстей человеческих (Of Human Bondage) и Пряники и эль (Cakes and Ale, 1930); экзотический Луна и грош (The Moon and Sixpence, 1919), навеянный судьбой французского художника П.Гогена; повесть о южных морях Тесный угол (The Narrow Corner, 1932); Острие бритвы (The Razor’s Edge, 1944). После 1948 Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу на литературные темы. Стремительная интрига, блестящий стиль и мастерская композиция рассказа доставили ему славу «английского Мопассана».

МОЭМ, УИЛЬЯМ СОМЕРСЕТ (Maugham, William Somerset) (1874–1965) — английский писатель. Родился 25 января 1874 в Париже. Его отец был там совладельцем адвокатской фирмы и юридическим атташе посольства Великобритании. Мать, известная красавица, держала салон, привлекавший многих знаменитостей из мира искусства и политики.
В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того как в 11 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 г., отец умер от рака желудка в июне 1884) и был отослан к родственникам в английский город Уитстебл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери. По приезде в Англию Моэм начал заикаться — это сохранилось на всю жизнь.
Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, то он начал учебу в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете — в Гейдельберге Моэм написал свое первое сочинение — биографию немецкого композитора Меербера (когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжег рукопись).
Восемнадцатилетний Моэм провел год в Германии, через несколько месяцев после возвращения поступил в медицинский институт при больнице св. Фомы. Для развития пространственного воображения и математических способностей. В 1897 получил диплом терапевта и хирурга, но врачебной практикой никогда не занимался: еще студентом он опубликовал свой первый роман Лиза из Ламбета(Liza of Lambeth, 1897), вобравший впечатления от студенческой практики в этом районе лондонских трущоб. Книга была хорошо принята, и Моэм решил стать писателем. В течение десяти лет его успех как прозаика был весьма скромным, но после 1908 он стал приобретать известность: четыре его пьесы – Джек Строу (Jack Straw, 1908), Смит (Smith, 1909), Дворянство (Landed Gentry, 1910), Хлеба и рыбы (Loaves and Fishes, 1911) – были поставлены в Лондоне, а затем в Нью-Йорке.
С начала Первой мировой войны Моэм служил в санитарной части. Позже его перевели в службу британской разведки МИ-5; он побывал во Франции, Италии, России, а также в Америке и на островах южной части Тихого океана. Работа секретного агента нашла яркое отражение в его сборнике новелл Эшенден, или Британский агент (Ashenden, or the British Agent, 1928).
В марте 1917 года Моэм женился на Сири Велком.
В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, — что дало ему материал для двух сборников рассказов.
Умер Моэм в Ницце (Франция) в больнице 16 декабря 1965 от пневмонии. Но так как по французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, то его отвезли домой и только 16 декабря сообщили, что Сомерсет Моэм скончался дома, на вилле «Мореск», во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра близ Ниццы.
22 декабря его прах был погребен под стеной Библиотеки Моэма при Королевской школе в Кентербери.
Сомерсет Моэм создал 25 пьес, 21 роман и более 100 рассказов. Его прославленные комедии, такие, как Круг (The Circle, 1921), Верная жена (The Constant Wife, 1927), не отступают от канонов английской «хорошо сделанной пьесы». В художественной прозе, будь то крупная или малая форма, он стремился изложить фабулу и решительно не одобрял социологической или какой-либо иной направленности романа. Лучшие романы Моэма – в значительной степени автобиографические: Бремя страстей человеческих (Of Human Bondage) и Пряники и эль (Cakes and Ale, 1930); экзотический Луна и грош (The Moon and Sixpence, 1919), навеянный судьбой французского художника П.Гогена; повесть о южных морях Тесный угол (The Narrow Corner, 1932); Острие бритвы (The Razor’s Edge, 1944). После 1948 Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу на литературные темы. Стремительная интрига, блестящий стиль и мастерская композиция рассказа доставили ему славу «английского Мопассана».
Список произведений

Проза

• «Лиза из Ламбета» (Liza of Lambeth, 1897)
• The Making of a Saint (1898)
• Orientations (1899)
• The Hero (1901)
• Mrs Craddock (1902)
• The Merry-go-round (1904)
• The Land of the Blessed Virgin: Sketches and Impressions in Andalusia (1905)
• The Bishop’s Apron (1906)
• The Explorer (1908)
• «Маг» (The Magician, 1908)
• «Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage, 1915; рус. пер. 1959)
• «Луна и грош» (The Moon and Sixpence, 1919, рус. пер. 1927, 1960)
• «Трепет листа» (The Trembling of a Leaf, 1921)
• «На китайской ширме» (On A Chinese Screen, 1922)
• «Узорный покров»/«Разрисованная вуаль» (The Painted Veil, 1925)
• «Казуарина» (The Casuarina Tree, 1926)
• The Letter (Stories of Crime) (1930)
• «Эшенден, или Британский агент» (Ashenden, or the British Agent, 1928). Сборник новелл
• The Gentleman In The Parlour: A Record of a Journey From Rangoon to Haiphong (1930)
• «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»/«Пряники и эль» (Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard, 1930)
• The Book Bag (1932)
• «Тесный угол» (The Narrow Corner, 1932)
• Ah King (1933)
• The Judgement Seat (1934)
• Don Fernando (1935)
• Cosmopolitans — Very Short Stories (1936)
• My South Sea Island (1936)
• «Театр» (Theatre, 1937)
• «Подводя итоги» (The Summing Up, 1938, рус. пер. 1957)
• «Рождественские каникулы», (Christmas Holiday, 1939)
• Princess September and The Nightingale (1939)
• France At War (1940)
• Books and You (1940)
• «По тому же рецепту» (The Mixture As Before, 1940)
• «На вилле» (Up at the Villa,1941)
• Strictly Personal (1941)
• The Hour Before Dawn (1942)
• The Unconquered (1944)
• «Остриё бритвы» (The Razor’s Edge, 1944)
• «Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли» (Then and Now, 1946)
• Of Human Bondage — An Address (1946)
• «Игрушки судьбы» (Creatures of Circumstance, 1947)
• «Каталина» (Catalina, 1948)
• Quartet (1948)
• Great Novelists and Their Novels (1948)
• «Записная книжка писателя» (A Writer’s Notebook, 1949)
• Trio (1950)
• The Writer’s Point of View’ (1951)
• Encore (1952)
• The Vagrant Mood (1952)
• The Noble Spaniard (1953)
• «Десять романистов и их романы» (Ten Novels and Their Authors, 1954)
• «Точка зрения» (Points of View, 1958)
• Purely For My Pleasure (1962)

Пьесы

• A Man of Honour
• «Леди Фредерик» (Lady Frederick, пост. 1907)
• «Джек Строу» (Jack Straw, 1908)
• Миссис Дот
• Пенелопа
• The Explorer
• The Tenth Man
• «Дворянство» (Landed Gentry, 1910)
• Смит (Smith, 1909)
• The Land of Promise
• The Unknown
• «Круг» (The Circle, 1921)
• Caesar’s Wife
• East of Suez
• Our Betters
• Home and Beauty
• The Unattainable
• Хлеба и рыбы (Loaves and Fishes, 1911)
• «Верная жена» (The Constant Wife, 1927)
• The Letter
• The Sacred Flame
• The Bread-Winner
• For Services Rendered
• «Шеппи» (1933)

Экранизации

• 1925 — «К востоку от Суэца» / East of Suez
• 1928 — Sadie Thompson
• 1929 — The Letter
• 1932 — Rain
• 1934 — «Бремя страстей человеческих» / Of Human Bondage (с Бетт Дэвис)
• 1934 — «Разрисованная вуаль» / The Painted Veil (с Гретой Гарбо)
• 1938 — The Vessel of Wrath
• 1940 — The Letter
• 1942 — «Луна и грош» / The Moon and Sixpence
• 1946 — «Остриё бритвы» / The Razor’s Edge
• 1946 — «Бремя страстей человеческих» / Of Human Bondage
• 1948 — Quartet
• 1950 — Trio
• 1952 — Encore
• 1953 — Miss Sadie Thompson
• 1957 — The Seventh Sin
• 1958 — The Beachcomber
• 1962 — Julia, du bist zauberhaft
• 1964 — «Бремя страстей человеческих» / Of Human Bondage
• 1969 — The Letter
• 1978 — «Театр» (c Вией Артмане и Иваром Калныньшем)
• 1982 — The Letter
• 1984 — «Остриё бритвы» / The Razor’s Edge (c Биллом Мюрреем)
• 2000 — Up at the Villa
• 2004 — «Театр» / Being Julia (с Аннетт Бенинг и Джереми Айронсом)
• 2006 — «Разрисованная вуаль» / The Painted Veil (с Эдвардом Нортоном и Наоми Уоттс)